Тесты по курсу «Философия» c ответами.
Часть 1. История философии
Тема 1. Восточная философия
1. Собрание древнеиндийских источников (к. 2-н.1 тыс. до н.э.), сборники гимнов в честь богов: Веды.
2. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считают Лао-цзы – даосизм.
3. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии – брахман.
4. Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии: мокша.
5.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений – нирвана.
6. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской
философии – это сансара.
7. Религии, сложившаяся в древних государствах, отражавшие социально-политические и др. отношения - архаические религии.
8. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное, пассивное начало – инь.
9. Восточная философия: Буддизм; Ислам; Йога; Неоиндуизм.
10 Эзотерическая философия: Теософия; Суфизм; Агни-Йога; Живая Этика; Учение Храма.
11. Выделите верное положение. Восточному типу цивилизационного и культурного развития соответствует: традиционное общество.
12. Почитание различных объектов действительности, которым предписываются сверхъестественные свойства: фетишизм.
13. Вера в существование сверхъестественной связи группы людей и каким-то видом животных или растений – тотемизм.
14. Священная книга мусульман: Коран.
Тема 2. Античная философия
1. Автор высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие» - Парменид.
2. Первым философом античности считается: Фалес.
3. Первоначалом сущего считал воду – Фалес.
4. Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию – Сократ.
5. Кто утверждал: «Я знаю, что я ничего не знаю»: Сократ.
6. Впервые к проблеме человека обратился: Сократ.
7. Первоначалом всего сущего считал апейрон – Анаксимандр.
8. Философ-софист – Протагор.
9. Первоначалом всего сущего считал огонь – Гераклит.
10. Демокрит полагал, что в основе мира лежат: атомы.
11. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые наделены соответствующей мудрой душой, считал – Платон.
12. Сила, управляющая миром в философии стоиков: Фатум.
13. Философия для стоиков есть наука: умирать.
14. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного: Аристотель.
15. Платон полагал, что основой мира являются: идеи.
16. Хронологические рамки среднего стоицизма –2-1 вв. до. н.э.
17. Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала – Число.
18. Философ – идеал стоиков: Диоген Синопский.
19. Понятие, означающая невозмутимость духа - атараксия.
20. Период всемирной истории, поставивший права и свободы в рамки правовых отношений – римский.
21. Представители философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философствовать то, что он считает выгодным и правильным: софисты.
22. Эпоха, характерная рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого: античность.
23. Смысл философии, согласно Пифагору, в поиске: истины.
24. Мыслитель, первым объяснивший слово «философ» - это Пифагор.
25. Пифагор утверждал, что: мир есть гармония чисел.
26. Место возникновения науки считают: Древнюю Грецию.
27. Видными представителями эклектики в античном мире являются: Боэций, Цицерон, Филон.
28. В античной философии преобладала стихийная: диалектика.
Тема 3. Философия средневековья
1. Средневековый автор изречения: «Верую, чтобы понимать» - Аврелий Августин.
2. Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилась в: критике средневековой философии.
3. Философию эпохи средних веков разделяют на следующие хронологические периоды:
Ранняя патристика – 2-4 вв.
Зрелая и поздняя патристика – 4-7 вв.
Ранняя схоластика – 7-12 вв.
Расцвет схоластики – 12-13 вв.
Поздняя схоластика – 12-15 вв.
4. Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви – символизм.
5. Философская школа в современном капитализме, исходящая из учения Ф. Аквинского – неотомизм.
6. Философ средневековья, утверждавший независимость души и тела – Аврелий Августин.
7. Как можно по Августину, перейти от «царства земного» к «царству небесному»: с помощью постоянного устремления к богу посредством молитвы.
8. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину: вера в Бога.
9. Фома Аквинский – крупный представитель теологии средневековой философии выдвигает: 5 собственных доказательств бытия Бога.
10. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными оболочками – номинализм.
11. Номинализм – направление средневековой теологической философии, сторонники которого считали, что реально существовали: единичные понятия.
12. Вера противопоставлялась в средневековье – разуму.
13. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой – схоластика.
14. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом: предпринимательскую деятельность.
15. Представители средневековой философии: Росцелин, Оккам, Аквинский, Августин, Скот.
16. Социальная философия Августина базировалась на представлении о: целенаправленности истории.
17. Эпоха, в которой ценности связывали с божественной сущностью – средневековье.
18. Хронологические рамки патристики – 1-7 вв.
19. Форма мировоззрения, выражающая признание Абсолютного начала Бога – учение о конце мира называется: эсхатология.
20. Представители средневековой философии: Реализм: А. Блаженный, Ф. Аквинский.
Номинализм: Росцелин, Оккам.
Концептуализм: Абеляр, Скот.
Тема 4. Философия эпохи Возрождения
1. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоящая схоластике и духовному господству церкви - гуманизм
2. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны-образца общественного устройства – Утопия.
3. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает: математика.
4. Характерная черта Ренессанса – антропоцентризм.
5. «Город Солнца», утопический роман, написал: Кампанелла.
6. Кузанский считал, что человеческое познание: беспредельно.
7. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований – утопия.
8. Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации – протестантизм.
9. Характеристика Вселенной в философии Дж. Бруно – бесконечность.
10. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает: математика.
11. Понятие «Возрождение» означает восстановление интереса к: античности.
12. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения – Петрарка.
13. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу – индивидуализм.
14. Философ Возрождения, утвердивший свободу воли человека как определенный фактор жизни – Мирандола.
15. Автором книги «Об обращении небесных сфер» был: Коперник.
Тема 5. Философия Нового времени
1. Метод истинного познания, по Бэкону: индукция.
2. Основной темой в Новое время стала тема: познания.
3. Труд «Новая Атлантида» написан: Бэкон.
4. Основателем рационализма считают: Декарта.
5. Философ, рассматривающий общественные явления с позиции механистического материализма – Т. Гоббс.
6. Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех» - Гоббс.
7. Основные неотчуждаемые права человека, по Локку – жизнь, собственность, свобода.
8. Определите предложенный Локком вариант решения проблемы взаимодействия личности с окружающей конкретно-исторической средой: учение о человеке как …чистой доске.
9. Окружающий человека предметный мир, по Спинозе: модусы.
10. Способ познания, у Спинозы, представляющий адекватное знание: интуиция.
11. Тенденция в философии 17-18 вв. сводить все законы природы к законам механики: механицизм.
12. Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени: методология
13. «Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал Руссо.
14. Дуалистическая позиция характерна для – Декарта.
15. Верховная власть, по определению Д. Локка – законодательная.
16. Основой всего мироздания, по Лейбницу, являются: монады.
17. Идея экспериментального исследования возникла: в культуре Нового времени.
18. Философское направление, представители которого признавали Бога, как мировой разум, сотворивший природу и придавший ей движение, но не влияющий на ее бытие – это: деизм.
Тема 6. Философия Просвещения
1. Эпоха, наследниками духовных ценностей которой явились французские просветители: Возрождение.
2. Философ эпохи Просвещения, выдвинувший идею поступательного развития общества – Кондорсе.
3. Фамилия мыслителя эпохи Просвещения, давшего обоснование концепции «естественной религии» - Вольтер.
4. Кто выдвигал «политический строй» в качестве фактора различий между народами? Вольтер.
5. «Фатальность – это вечный, незыблемый, необходимый, установленный в природе порядок», считал Гольбах.
6. Кто из деятелей французского Просвещения был организатором написания 35-томного Энциклопедического словаря – Дидро.
7. Автором произведения «Человек-машина» является: Ламетри.
8. Кто из философов разрабатывал концепцию влияния географического фактора на общество в качестве главного: Монтескье.
9. Просветители 18 в. (Вольтер, Дидро) смотрели на культуру как воплощение: разума.
10. Какую позицию по отношению к религии занимали французские просветители 18 в? Одни полностью отрицали (Мелье), другие допускали существование в качестве сдерживающего общественного фактора.
Представители французского Просвещения:
- Вольтер: видел необходимость в признании существования Бога с морально-этической точки зрения.
- Монтескье: видел влияние климата и географии на устройство общества.
- Руссо: считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность.
- Кондильяк: человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволяют человеческие возможности.
- Ламертри: выступал за полную осознаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств.
- Дидро: в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов.
- Ж. Мелье: не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога).
Тема 7. Немецкая классическая философия
1. Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю: Дух.
2. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю: логика.
3. Труд «Философия права» принадлежит: Гегелю.
4. Автор произведения «Критика чистого разума» - Кант.
5. Представители немецкой классической философии – Фейербах, Шеллинг.
6. Способность образования понятий, суждений, правил, по Канту: априорная.
7. Период деятельности Канта, характеризующейся работой «Всеобщая естественная история и теория неба» - докритический.
8. Субъективный принцип нравственности, по Канту: долг.
9. Центральная философская проблема Юма – познание.
10. Категорический императив И. Канта принадлежит: морали.
11. Мыслитель, считавший, что в поисках смысла истории следует исходить из ее «конца», т.е. предполагаемых результатов – Кант.
12. Представитель немецкой классической философии, основавшийся на позициях антропологического нравственно-природного разума: Фейербах?
13. Фихте является последователем: Канта.
14. Философия Фейербаха: антропологический материализм.
15. Определите предложенный Фейербахом вариант решения проблемы взаимодействия личности и общества: сначала нужно изменить сознание людей, а уж затем эти изменившееся люди изменят свое общественное бытие.
Тема 8. Философия марксизма
1. Деятельность как основа познания действительности в марксистской философии – практическая.
2. Автор произведения «Диалектика природы» - Энгельс.
3. Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств – чувственная.
4. Теория, рассматривающая развитие истории как естественноисторический процесс – марксизм.
5. Основной труд К. Маркса: Капитал
6. «Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот…», - писал К. Маркс.
7.Способ существования материи, в марксистской философии: материальность.
8. Определяющее отношение между людьми, в марксистской философии –
9. При анализе общества Маркс поставил во главу угла: общественные связи и отношения.
10. Ключевое понятие, использованное при формационном подходе к анализу общества?..
11. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное … производство.
12. Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию – немецкая классическая.
13. Время возникновения марксистской философии – 40-е гг. 19 в.
14. Критерий истины, в марксистской философии: практика.
15. Последователи марксистской философии: Лафарг, Плеханов.
16. Сознание в материалистической философии понимается как: субъективная реальность.
17. В классическом марксизме происхождение государства объяснялось: причинами социально-экономического характера.
18. Классический марксизм рассматривает человека в контексте всей совокупности: общественных отношений.
19. Определите историческое понятие, которое разрабатывается и определяется Марксом и Энгельсом: прибавочная стоимость.
20. Укажите верное положение Маркса и Энгельса: развитие происходит по законам диалектики.
21. Укажите верное понятие, которое выделяется и разрабатывается К. Марксом: отчуждение.
22. Направление социальной философии, развивающееся параллельно с позитивизмом: марксизм.
23. Кто из представителей неомарксизма обратил внимание на глубокую связь марксизма с гегелевской диалектикой? Лукач.
Тема 9. Философия 19-20 вв.
1. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание - совокупный результат специальных наук - позитивизм.
2. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективное развитие – Поппер.
3. Идеалы и ориентиры социально-культурного развития общества в неокантианстве – ценности.
4. Доминирующая сфера общества в концепции постиндустриализма – сервис.
5. Теорию Фрейда называют: психоанализ
6. Фамилия последователя З. Фрейда, развивавшего учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей: Юнг.
7. Мыслитель, рассматривавший жизнь, как осуществление души в мире – Шпенглер.
8. Мыслитель, видевший смысл всемирной истории в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человека – Тойнби.
9. Автор концепции сверхчеловека, признающей неравенство людей: Ницше.
10. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки – Венская.
11. Представители фрейдо-марксизма: Райх, Маркузе.
12. Труд «Бытие и ничто» принадлежит: Сартру.
13. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания: Шопенгауэр.
14. Философия человеческого существования называется: экзистенциализмом.
15. Определите соответствие между тем, кто из философов выдвигал вместо «разума» на первый план феномены и феноменалии:
Кьеркегор – «Жизнь», «Смерть», «Страх», «Вина».
Фрейд – «Бессознательное».
Шопенгауэр – «Воля к жизни».
Ницше – «Воля к власти».
Бергсон – «Жизненный порыв».
16. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме: подтверждения?
17. Белл выдвинул теорию: индустриального общества
18. Основателем интуитивизма считается: Бергсон.
19. Основным вопросом философии являются: иметь или быть? Что соответствует названию одной из его книг: Фромм.
20. Главная причина антропосоциогенеза по Фрейду: биологическая.
21. Позитивистские идеи Конта развивал: Спенсер.
22. Направление в теории познания 20 в., зарождение которого связано с исследованиями Ф. де Соссюра: структурализм.
23. Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логических структур языка: Витгенштейн.
24. Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа: западноевропейская христианская.
Тема 10. Русская философия
1. В 1721 г. Петр 1 заменил единоличное управление патриарха на Святейший Синод.
2. Церковные области Древней Руси: епархии.
3. Древнерусский мыслитель, изложивший в своем труде этически кодекс поведения: Мономах.
4. Смена средневекового типа философствования новоевропейским в русской философии произошла: в 17 в.
5. Философия Ломоносова, составившая основу физической химии: корпускулярная.
6. Ученый, доказавший зависимость биологической и общественной жизни на Земле от влияния Космоса: Чижевский
7. Представитель русского космизма, первым выдвинувший идею овладения Космосом: Федоров.
8. Течение русской философской мысли 30-40-х г. 19 в., в котором вера выступает первичным фактором, обусловившим историческую деятельность народа – славянофилы.
9. Течение русской философской мысли, трактовавшее историю России как часть общемирового исторического процесса – западничество.
10. Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления государств, способную обеспечить целостность и устойчивость России: консерватизм.
11. Мыслитель, разработавший оригинальную философскую концепцию консерватизма – Леонтьев.
12. Один из основоположников культурологического понимания хода истории – Данилевский.
13. Русский философ 19 в., считавший религиозную веру выше разума – Соловьев.
14. «Учение о Богочеловечестве» принадлежит В. Соловьеву.
15. Основная идея философии В. Соловьева: всеединства.
16. Основная проблема, рассматриваемая Федоровым: бессмертие.
17. Западники: Белинский, Чаадаев, Грановский, Огарев.
18. Представители революционно-демократической идеологии: Герцен, Белинский.
19. Почвенники: Достоевский, Леонтьев, Данилевский, Страхов.
20. Космисты: Бугаев, Чижевский, Циолковский, Умов.
21. Религиозные философы: Флоренский, Соловьев, Лосский, Шестов.
22. Религиозная философия: Православие.
23. Кого называли «пионером» марксизма в русской философии: Плеханов.
24. Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»: анархия.
25. Политика, по определению Ленина, есть: «участие в делах государства».
27. Представитель русской философии, утверждавший, что человек – высшее произведение природы: Чернышевский.
28. Философия в советский период:
1917-1930 – Время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма.
1930-1950 – период полной идеологизации философии.
1950-1980 – период возрождения самостоятельной философии.
Часть 2. Теория философии
Тема 11. Философия, ее функции
1.Что такое философия? Форма общественного сознания, представляющая собой систему наиболее общих понятий о мире, месте человека в нем, и является теоретической основой мировоззрения.
2. Где возникла философия? В Греции, Индии, Китае.
3. Что называется предметом философии? Предметом философии называется система вопросов, которые изучает философия.
4. Общая система взглядов на мир называется – мировоззрением.
5. Мировоззрение – это совокупность принципов, убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности человека, социальных групп, класса, или общества в целом.
6. Вера в существование сверхъестественных сил, называется: религия.
7. Функция философии, которая способствует формированию целостной картины мира, представлений об ее устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром: мировоззренческая.
8. Функция философии, которая имеет целью подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать новые черты, качества, вскрывать противоречия, конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, называется: критическая.
9. Какая функция философии не относится к основным: социологическая.
10. Какая функция не относится к основным: мифологическая.
11. Какая функция не относится к основным функциям философии? Политическая.
12. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению: социальная.
13. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира – теоретическая
14. Функция философии, которая имеет целью направленное и достоверное познание окружающей действительности: гносеологическая.
15. Функция философии, которая способствует выработке методов познания окружающей действительности, называется: методологической.
16. Понятие, характеризующее нерасчлененность мировоззренческих представлений в первобытном обществе – синкретизм.
17. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира – это философия.
18. Какие разделы составляют общую структуру предмета философии? Учение о бытии (онтология), познании (гносеологии), человеке, обществе.
19. Философия опирается: на разум и объективные знания.
20. Какой вопрос является основным вопросом философии? Вопрос об отношении бытия и мышления.
21. Специфика философских вопросов заключается в том, что они являются: вечными.
22. Одновременно направлением в философии и философским методом является: материализм.
23. Какую роль в процессе познания играют философские знания: позволяют наиболее точно и в то же время понять сущность природы, социальных явлений.
Тема 12. Онтология. Учение о бытии и материи
1. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает: монизм.
2. Что означает термин «онтология»? Учение о сущем.
3. Сущность вещей: скрыта.
4. Философское понятие для обозначения всего сущего: бытие.
5. Проблема бытия в философии:
В эпоху средних веков: бытие рассматривалось как сотворенный Богом мир.
В эпоху Возрождения: бытие рассматривалось как физическая реальность, природа.
В философии Гегеля: подлинное бытие есть «абсолютная идея».
Марксиситкой философии: бытие – это материя.
Русской религиозной философии: бытие – духовно.
6. Учение о бытии:
Парменид: бытие – это сущее.
Гераклит: бытие пронизано борьбой противположностей.
Демокрит: бытие есть атом.
Платон: бытие есть идея.
7. Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности: категория.
8. Начиная с античности, понятие «Бытие» понималось как окружающий человека мир. В каком веке данное понимание стало характеризовать еще и внутренний мир человека – «субъективный мир»:19 в.?
9. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющий ему материю – это объективный идеализм.
10. Существующее независимо от чего другого – субстанция.
11. Представители:
Идеалистического монизма: Платон, Аристотель, Августин, Гегель.
Материалистического монизма: Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин.
Пантеистического монизма: Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза.
12. Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций…:
Материалистический монизм – существует одна субстанция – материя.
Идеалистический монизм – существует одна субстанция – идеальное начало.
Пантеистический монизм – существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой.
13. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает: плюрализм.
14. Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса – отражение.
15. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – скачок.
16. Действительность, сфокусированная в сознании субъекта: субъективной реальностью.
17. Действительность, существующая вне человеческого сознания называется: объективной реальностью.
18. Где может проявляться, актуализироваться и существовать бытие: в настоящем.
19. Длительность существования вещей и процессов: время.
20. Что не входит в содержание «Бытие»: общества и государства, существовавшие в прошлом.
21. Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:
В эпоху средних веков – материя производна от Духа.
В эпоху Возрождения – материя – совокупность физических сил.
В эпоху Нового времени – материя – это субстанция.
Современное представление – материя объективная реальность.
22. Отражение присуще: всей материи.
23. Подходы к проблеме материи в философии:
Материалистический подход: материя есть основа бытия.
Объективно-идеалистический подход: материя есть порождение абсолютного духа.
Субъективно-идеалистический подход: материя есть продукт человеческого сознания.
Позитивистский подход: понятие «материя» ложно.
24. Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью:
Социальная – вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни.
Механическая – перемещение тел в пространстве.
Биологическая – существование и развитие живых организмов.
Химическая – сложные взаимодействия молекул.
Физическая – движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов.
Тема 13. Философия природы
1. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности: натурфилософия.
2. Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды – социальная экология.
3. Фамилия немецкого биолога, впервые употребившего термин «экология»: Геккель.
4. Часть природы, вовлеченная в сферу общества, производственный процесс: географическая.
5. Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность: телеология.
6. Глобальные проблемы современности связаны с:
Взаимодействием природы и общества;
Взаимодействием социальных общностей людей;
Антропосоциальные проблемы.
Тема 14. Учение о развитии. Диалектика
1. Предельно общее универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности: категория.
2. Центральным понятием диалектики является: развитие.
3. Философское учение о всеобщих связях бытия и развития всего сущего: диалектика.
4. В истории философии существовала не только диалектика, но и ее противоположность – метафизика.
5. Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития: метафизика.
6. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением: организация.
7. Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип - противоречия.
8. Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события – причина.
9. Категория диалектики, парная категории «необходимое» - случайное.
10. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез ( отрицания отрицания), по Гегелю, - развитие
11. Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – скачок.
12. Переход от одного количества к другому есть: скачок.
13. Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет: источник развития.
14. Закон «взаимного перехода количественных изменений в качественные» определяет: механизм развития.
15. Закон «отрицания отрицания» определяет: тенденции развития.
16. Степень развития свойств предмета: количество.
17. Центральным понятием диалектики является: развитие.
18. Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами есть: свойство.
19. Диалектика познания и мышления людей называется – субъективной.
20. Определите соответствие между разными периодами времени в понимании диалектики в разные времени:
· Античность – способ сочетания противоположных линий в поиске истины.
· При материализме – учение о развитии всего сущего.
· Средние века – учение о развитии всемирной истории.
· Новое время – развитие природы как целого.
· Философия Гегеля - учение о развитии духа.
Тема 15. Проблема человека
1. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания: антропоцентризм.
2. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ – антропоморфизм.
3. Учение о человеке – антропология.
4. Человек – есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду.
5. Индивид - конкретный представитель человеческого рода, которому наряду с родовыми чертами, присущи сугубо индивидуальные черты.
6. Индивидуальность – совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от массы других.
7. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – аскетизм.
8. Ограничение или подавление чувств, желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества – аскетизм.
9. Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения – гедонизм.
10. Специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру с целью освоения и преобразования: деятельность.
11. Какой уровень не обязателен для человека: педагогический.
12. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является: результатом его жизни в обществе.
13. Определяющим условием становления человека является труд, поскольку он имеет: коллективный характер.
14. Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является: результатом его жизни в обществе.
15. Как соотносятся между собой понятие «практика» и «деятельность»? Понятие «деятельность» шире понятия «практика».
16. Исходной формой общественной практики: была материальная практика.
17. Укажите верное положение. Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы.
18. Что побуждает человека к конкретному самоличному действию: потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.
Тема 16. Сознание. Общественное сознание
19. Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присуща только человеку – есть сознание.
20. Важными характеристиками и существенными свойствами сознания человека являются:
· субъективность и идеальность;
· беспредельность и открытость.
21. Что такое самосознание? Это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов.
22. «Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к понятию»: мышление.
23. Что такое язык? Это система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения.
24. Выделите точку зрения идеализма: Сознание может существовать до и независимо от материи.
25. Позиции в философии к проблеме сознания:
· Физикализм: сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики.
· Солипсизм: сознание индивида – единственная достоверная реальность.
· Объективный идеализм: сознание рассматривается как часть «мирового сознания»
· Умственный материализм: способность материи отражает саму себя.
26. Воспроизведение в себе других предметов есть: отражение.
27. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного – архетип.
28. Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и соморегулирование поведение индивида – регулятивная.
29. Совокупность религиозных представлений, чувств, привычек, традиций, формирующихся под воздействием носителей религиозного сознания – религиозная психология.
30. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – политическое.
31. Политическое сознание, основанное на определенной политической концепции, отражающее политические интересы определенных социальных групп: теоретическое сознание.
32. Что не относится к формам общественного сознания: психологическое сознание.
33. Что не относится к формам общественного сознания? Астрология.
34. Выделите в предложенных суждениях точку зрения идеализма: сознание может существовать до и независимо от материи.
35. Способность общественного сознания оказывать воздействие на ход исторического процесса объясняется: активностью общественного сознания.
36. Способность общественного сознания предвосхищать будущее на основе анализа противоположных в обществе процессов, тенденций, называется: опережающим отражением общественного сознания.
37. Определите ложное утверждение: Формы общественного сознания отличаются друг от друга – по значимости в структуре общественного сознания.
38. Определите, что не входит в структуру общественного сознания: сущность общественного сознания.
39. Определите, какого закона не существует: закон независимости общественного сознания от общественного бытия.
40. Что такое самосознание: это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов.
41. Отставание от объективной логики развития общественного бытия означает: инерционность общественного сознания.
42. Что не относится к творческой функции сознания? Выработка плана действий.
43. Выделите… точку зрения идеализма: сознание может существовать до и независимо от сознания.
44. Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает, что: старое присутствует в новом.
45. Неизменным признаком современного типа личности является: ее гражданская и политическая сознательность.
Тема 17. Познание
46. Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего первоначально не было в чувствах» - сенсуализм.
47. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей – рационализм.
48. Форма чувственного познания – восприятие.
49. Образ ранее воспринимаемого предмета или явления, а также образ, созданный воображением: представление.
50. Явление, данное в опыте чувственного познания – феномен.
51. Какой ответ на вопрос о том, что является источником познания, дает рационализм: разум.
52. Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок - разум.
53. Метод, основанный на выдвижении из ложных, но исключительно и неккоректно поданных как истинных посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу называется: софистикой.
54. Какое из приведенных ниже суждений является философским: мир познаваем.
55. Согласие с каким утверждением означает агностицизм? Сущность вещей принципиально непознаваема.
56. Определите, что не относится к чувственным формам познания? Понятие.
57. Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил: релятивизм.
58. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках: софизм.
59. Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется: познанием.
Тема 18. Научное познание
60. Частичное, неполное знание об объекте – относительная истина.
61. Основной вопрос гносеологии - это вопрос: об истине.
62. Соединение человеческой мысли с внешним миром есть: истина.
63. Понятие, обозначающее соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания: истина.
64. Выделите верное положение. Истина – это правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества.
65. Критерием истины в философии: выступает практика.
66. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности – субъективная.
67. Форма рационального познания – теория.
68. Система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте: теория.
69. Уровень познания, объясняющий и обосновывающий внутренние признаки вещей и явлений – теоретический уровень.
70. Вид познавательной деятельности, изучающий объект как целостность, располагающей собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется: теоретическим уровнем познания.
71. Научное познание всегда осуществляется с помощью: разума.
72. В процессе познания какое-либо понятие: не изменяется.
73. Науку можно определить как: сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
74. Мышление специальными понятиями, как инструментами познания, есть: наука
75. В течение длительного времени господствующим типом историко-научных исследований было: хронологическое описание успехов той или иной науки.
76. Научная проблема в узком значении: форма мышления, характеризующая недостаточность имеющих средств достижения цели научного познания.
77. Научная проблема в широком смысле: затруднение, преодоление которого возможно только с помощью исследования.
78. Философское направление, утверждающее, что подлинное знание – совокупный результат специальных наук – позитивизм.
79. Смена научной парадигмы – революция.
80. Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений – аксиологическая.
81. Сторона социального познания, объясняющая бытие общества, закономерности и тенденции его функционирования и развития – социальная.
82. Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования: методология.
83. Что такое методология? Наука о методах познания.
84. Определение «мысленное отвлечение от несуществующих свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя», - относится к: абстрагированию.
85. Для выявления общих закономерностей развития научного познания методология науки опирается на: математический метод исследования.
86. Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области: обобщение.
87. Умозаключения бывают: дедуктивными и индуктивными.
88. Общие методы научного познания применяются: в философском познании.
89. Представление о научном познании, как о наивысшей культурной ценности, характерно для: сциентизма.
90. Антисциентизм толкует науку как: силу, чуждую и враждебную сущности человека.
91. Одним из важнейших отличительных качеств научного познания является: систематизированность
92. Некоторое предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями: гипотеза.
93. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы: анализ.
94. Описательные научные теории решают задачу: упорядочивания относящихся к ней фактов.
95. Переход от математики к естествознанию в качестве образца для исследования динамики научного познания связан: с результатом развития естествознания.
96. Отображение объекта в форме какого-либо языка: формализация.
97. Способ достижения результатов в познании и на практике называется: методом.
Тема 19. Общество
98. Фактор, являющийся важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории: производство.
99. Основой материального производства аграрной цивилизации были: земледелие и скотоводство.
100. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление…, называется: социальной философией.
101. Философия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология»: Конт.
102. Цели коллектива задаются: обществом.
103. Выделите верное положение: Семья – это основная ячейка общества.
104. Структура общества и отдельных его слоев, система признаков социальной дифференциации – это социальная: статика? или динамика?
105. Понятие, обозначающее сложившуюся в обществе систему устойчивых связей, социальных групп и институтов: социальная сфера?
106. Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется: социальной мобильностью.
107. Совокупность средств и методов осуществления государственной власти: режим.
108. Концепция, утверждающая первичность прав и свобод человека: либеральная.
109. Выделите верное положение: Социальная структура общества есть целостная совокупность всех функционирующих в ней общностей, взятых в их взаимодействии.
110. Укажите ложное положение: социальная система не относится к разряду самоуправляемых.
111. Область деятельности и взаимоотношений в обществе, которая связана с существованием больших групп людей носит название: социальная сфера.
112. Каких потребностей не существует? Потребностей сложных и элементарных.
113. Непрерывно возобновляющаяся в процессе производства совокупность людей, живущих на Земле в целом или в пределах какой-либо ее части – народонаселение.
114. Определите верное утверждение: в качестве генеральной общности демографической структуры общества выступает: народонаселение.
115. Совокупность форм организации жизни и деятельности людей есть: общество.
116. Естественным условием существования самого общества является: природа.
117. То, с помощью чего преобразовывается природа: производительные силы.
118. Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг: производственные отношения.
119. Для исследования материального производства в социальной философии используют понятие: способ производства.
120. Исторической наукой установлено, что классы возникли: в период разложения родового строя.
121. Главный вопрос политики: о государственной власти.
122. Сфера общественной жизни, осуществляющая производство, распределение и потребление разного рода предметов и услуг – материальная.
123. Сфера общественной жизни, участвующая в определении форм, задач и содержания деятельности государства, направлении его функционирования – политическая сфера.
124. Сфера общественной деятельности, обеспечивающая блокирование разрушительных тенденций во всех областях общественного развития – регулятивная.
125. Сознание, отражающее политические отношения, жизнь общества, деятельность политических институтов – политическое.
126. Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством – право.
127. Прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни: реформа.
128. Застой в обществе, экономике, производстве – стагнация.
129. Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами – революция.
130. Сфера деятельности, определяющая формы, задачи, содержание деятельности государства – политическая.
131. Государственный строй, основанный на однопартийной системе и навязанной государством идеологии: тоталитаризм.
132. Экономические отношения, в основе которых лежит общественное разделение труда: производственные.
133. Создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете: Мальтус.
134. Социолог, относящий к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер: Дюркгейм.
135. Начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его частях, носящий количественный характер – изменение.
136. Демократия, исходящая из идеи всеобщего равенства: эгалитарная.
137. Способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью – воли, авторитета, насилия: власть.
138. Форма правления, предполагающая сосредоточение всей власти в руках одного человека, представляющего правящую династию: монархия.
139. Основной институт политической системы общества, организующий и направляющий совместную деятельность и отношения людей: государство.
140. Какой признак является главным для характеристики класса: место класса в исторически определенной системе производства.
141. Выделите правильное суждение: экономический способ производства включает в себя: производительные силы и производственные (экономические) отношения.
142. Определите ложное положение в отношении государства и экономики: государство может не вмешиваться в экономическое развитие страны.
143. Определите ложное утверждение: политический строй общества определяет технологический способ производства.
144. Процесс создания материальных благ: производство.
145. Что не входит в этническую структуру общества: партия.
146. Выделите верное положение. В структуре материального производства следует различать: технологический способ производства и экономический способ производства.
147. Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством…: гражданское.
148. Использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса производства: потребление.
149. Основополагающий стимул развития производства: потребность
150. Выделите верное утверждение. Основное производственное отношение - отношение собственности на средства производства.
151. Многообразие форм и проявлений политической жизни в обществе, означает: политический плюрализм.
152. Укажите верное положение: Исторический процесс совершается закономерно.
Тема 20. Личность и общество
153. Любая личность уникальна.
154. Личность не растворяется в обществе.
155. Главным результирующим свойством личности выступает: мировоззрение.
156. Взаимосвязанный процесс становления человека и общества: антропосоциогенез.
157. Какой составляющий элемент не обязателен для характеристики личности: космобиологический.
158. Главным результирующим свойством личности выступает: мировоззрение.
159. Что побуждает человека к конкретному самоличному действию: потребность, т.е. нужда человека в определенных внешних условиях своего бытия.
160. Какой признак является главным для характеристики класса: место класса в исторически определенной системе производства.
161. Определите ложное утверждение, социальная роль личности как труженика в решающей степени зависит: от биологически врожденных программ.
162. В каждом коллективе возможны: разногласия и противоречия.
163. Связь личности и общества опосредована: первичным коллективом.
164. Общество не может дать человеку больше того, что человек дает ему.
165. Каких потребностей не существует? Потребности сложные и элементарные.
166. Связи и зависимости между участниками трудовой деятельности: профессиональные отношения.
167. Процесс усвоения индивидом предметной системы знаний, норм и ценностей, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества: социализация.
168. Взаимоотношение человека и общества: существенным образом изменяется в ходе истории.
Тема 21. Культура
169. Фамилия мыслителя, разработавшего идею многообразия типов культур – Данилевский.
170. Культура: это совокупность всех видов преобразовательной деятельности…и т.д.
171. Исходной формой и первоисточником культуры является: человеческий труд.
172. Культура существует как: система
173. Функция культуры, регулирующая поведение отдельных индивидов и целых социальных групп: нормативная функция.
174. Функция культуры, заключающаяся в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использование этого знания на практике – познавательная.
175. Функция культуры, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, называется: коммуникативная.
176. Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания? Нельзя.
177. Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности - ценность.
178. Одна из первых формул, выражающих специфику культуры, звучала так: «культура контра натуре».
179. Духовная культура это: совокупность всех знаний, все формы мышления и вся сфера мировоззрения.
180. Материальная культура – вся совокупность материальных благ, средства их производства.
181. Закодированные в данной культуре безусловные ценностные феномены называются: символами.
182. Понятия «культура» и «цивилизация» стали различать в философии: 20 в.
183. Выдающиеся личности: влияют на культуру.
184. Современная наука: не обладает исчерпывающей типологией культур, не обладает их полной классификацией.
185. Выделите верное положение. Западному типу цивилизационного развития соответствует: техногенное общество.
186. Сегодня в мире: происходит процесс взаимодействия культур.
187. Стержнем культурных ценностей, объединяющим их воедино, является: Гуманистическое понятие нравственности.
188. Специфика культурных процессов 20 в. отразился в понятии: массовая культура.
189. По Тойнби, устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходством образа жизни, географическими, историческими рамками, называется: цивилизация.
190. Автор теории «локальных культур»: Шпенглер
191. Цивилизационный подход к анализу общества был предложен: Шпенглером.
Дополнение
192. Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность: телеология.
193. Философия мыслителя, который первым ввел в науку термин «социология»: Конт.
194. Почитание различных объектов действительности, которым приписывают сверхъестественные свойства: фетишизм.
21. Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:
· В эпоху средних веков – материя производна от Духа.
· В эпоху Возрождения – материя – совокупность физических сил.
· В эпоху Нового времени – материя – это субстанция.
· Современное представление – материя - объективная реальность.
- Учитель: Валерий Ильич Аносов